11.09.2014

ЦБ согласует Единую методику определения размера ущерба по ОСАГО. Это надежда на выход из кризиса или очередной бесполезный документ



Краткая заметка:

В 2003г. Принят закон об ОСАГО в, соответствии с которым, должна быть разработана Единая методика. Этот документ крайне необходим, так как без него у страховой компании и потерпевшего появляется предмет спора относительно суммы выплаты. Страховая компания хочет заплатить меньше, а потерпевший желает получить больше. 

С 2013 г. было зафиксировано колоссальное количество обращений автовладельцев в прокуратуру и другие компетентные органы с жалобами на невозможность приобретения полиса ОСАГО или навязывания дополнительных услуг. К 2014 году ситуация накалилась до предела. Сейчас мы наблюдаем уход страховщиков из убыточных регионов, продолжение навязывания дополнительных услуг, дефицит бланков полисов ОСАГО и существенное занижение выплат потерпевшим в ДТП.

История проблемы:

С начала действия Закона об ОСАГО (2003г.) Страховые компании пытались завоевать как можно большую долю рынка. Увеличения объемов продаж полисов ОСАГО они добивались с помощью выплат агентам завышенного комиссионного вознаграждения (КВ). По закону об ОСАГО размер КВ не должен превышать 10% от премии, а многие СК платили агентам до 50% КВ о т стоимости полиса. 

К 2008 году эта порочная практика привела к снижению прибыли страховщиков. В результате они пошли по пути наименьшего сопротивления, начав существенно занижать суммы выплаты потерпевшим автовладельцам. 

В 2010 году как следствие занижения выплат, потерпевшие автовладельцы начали обращаться для защиты своих прав к автоюристам. Это привело к лавине судов и существенному обострению ситуации на рынке ОСАГО. Страховщики начали нести серьезные убытки, так как из-за отсутствия единой методики, независимые эксперты, привлекаемые автоюристами, определяли размер ущерба по максимально возможным ценам. 

В 2012 году Пленум Верховного суда в целях борьбы с задержками и занижениями выплат потерпевшим, распространил действие Закона о защите прав потребителей на ОСАГО. С этого момента, потерпевшие стали иметь возможность через суд в дополнение к максимально возможной сумме ущерба получать со страховщика штраф в размере 50% от суммы ущерба. 

В 2014 году итогом таких изменений стал массовый уход страховщиков из многих регионов РФ, навязывание дополнительных услуг, переезд филиалов СК из областных центров в отдаленные районы. Все это приводит к усложнению, а в ряде случаев и невозможности приобрести полис ОСАГО для большинства автовладельцев.

Единая методика - история разработки документа:

За время действия закона об ОСАГО на свет появилось несколько документов, регламентирующих деятельность экспертов – техников. К ним относятся:
 • Постановление Правительства РФ от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»;
 • Утвержденное Научно-методическим советом РФ ЦСЭ «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»;
 • Подготовленная Российским союзом автостраховщиков (РСА) в 2008 г. «Методика, по определению затрат на проведение восстановительного ремонта транспортного средства (ТС), в целях определения величины ущерба»; 
• Постановление Правительства РФ от 24.05.2010г. №361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»;
• Приказ Минтранса РФ от 12.12.2011г. №309 об утверждении «Порядка информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». 

Эти документы довольно подробно регламентируют практически все аспекты деятельности экспертов – техников. Однако, ни смотря ни на что, позволяют нескольким экспертам при расчете стоимости ремонта одного и того же поврежденного автомобиля получить различные итоговые суммы ущерба. 

Единая методика сегодня:

В 2013 году Российский Союз Автостраховщиков (РСА) по поручению или согласованию с ЦБ взял на себя функцию по разработке проекта «Единой методики определения размера расходов на восстановление ТС по ОСАГО». Для разработки этого документа при РСА был создан Экспертный совет. Так как в этот Экспертный совет были приглашены общественные организации, появилась надежда, что в результате совместной работы появится документ, который будет устраивать и страховые компании и автовладельцев. 

Ассоциация по защите прав автострахователей предпринимала попытки своими предложениями добиться соответствия цен используемых в расчетах размера ущерба, средним ценам на оригинальные запасные части. При этом мы прогнозировали следующие положительные изменения на рынке ОСАГО: 

  •  Расчетная, средняя сумма ущерба возрастет до реального уровня среднерыночной. 
  •  Потерпевшие будут получать страховое возмещение сопоставимое с расходами на ремонт ТС. 
  •  Страховщики смогут выдавать направления в СТОА – дилеры и благодаря своим корпоративным скидкам, предлагать клиентам высокое качество ремонта одновременно с минимизацией своих расходов на выплаты.
  • Судебные споры сведутся к минимуму, так как будет отсутствовать предмет спора. 
  • Со страховых компаний будет снята нагрузка, связанная с оплатой штрафов и судебных расходов. 
  • При отсутствии судебных споров Страховщики смогут показать Правительству реальную убыточность этого вида страхования и как следствие смогут обосновать увеличение базового тарифа.
  • Рынок ОСАГО станет привлекательным для Страховщиков и автовладельцев. 
Однако, тот вариант Единой методики, который в конце августа ЦБ разместил на портале раскрытия информации для проведения антикоррупционной экспертизы, вызывает следующие опасения:

 • В расчетах СК и независимых экспертов, сотрудничающих с СК цены на запчасти будут установлены ниже рынка дилеров, цены на нормо-часы будут установлены в соответствии с договорами СТО и СК, что ниже цен для клиентов с улицы. 

• СТО, партнеры СК не смогут по таким ценам обеспечить надлежащее качество и сроки ремонта. Даже новые, гарантийные автомобили потерпевших будут направляться страховщиками в «гаражные сервисы», а не гарантийные машины будут восстанавливаться бывшими в употреблении запчастями, что повлечет за собой резкий рост количества угонов автомобилей для последующей их разборки на запчасти. Страховщики происходящее будут обосновывать утвержденными в справочниках ценами. 

• Потерпевшие не будут удовлетворены как размером выплаты, так и качеством ремонта. Они будут отказываться от ремонта и продолжат обращаться к сторонним Независимым экспертам для подготовки отчетов о размере ущерба по рыночным ценам. Далее, при рассмотрении дела, суд будет основываться на заключении судебного эксперта, принимать позицию потерпевшего как слабой стороны договора, и продолжит взыскивать недоплату со страховщиков, увеличив их расходы применением штрафных санкций.

• Размер средней выплаты по отношению к нынешнему уровню не изменится, поэтому Страховщики и далее не смогут обосновать Обществу и Правительству РФ необходимость повышения тарифов. 

Таким образом, этот вариант Единой Методики определения размера ущерба по ОСАГО не позволит достичь единого подхода в расчете ущерба от ДТП. Страховые компании продолжат практику занижения выплат, судебных споров меньше не станет. Ситуация на рынке ОСАГО не изменится. Страховые компании продолжат уходить с рынка, а кризис усугубится. Кроме того, стоит отметить, что ремонт автомобилей в гаражных сервисах уводит все финансовые потоки по ОСАГО в тень от налогообложения. Налоги с почти 80 млрд. руб. в год, это колоссальные потери для Российского бюджета. 

При таком состоянии вещей, автовладельцы к 2015 году рискуют остаться без полисов ОСАГО. Что бы сохранить работоспособность этого социально значимого вида страхования необходимо консолидировать действия страхового сообщества (страховых и общественных организаций) и представителей власти для конструктивного диалога и создания оптимальной системы выплат по ОСАГО.



Помощь юриста


CAPTCHA
Отправить

Жалоба на страховую
Выберите вид страхования


CAPTCHA
Отправить